Главная  Человек, судьба, профессия  Под путеводной звездой Родины: к 100-летию В.А. Мелентьева

Под путеводной звездой Родины: к 100-летию В.А. Мелентьева

Имя В. А. Мелентьева известно практически всем поколениям инженеров-гидротехников ХХ в. И хотя видный ученый 25 ноября 2012 г. отметил бы вековой юбилей, его разработки и научные достижения не утратили своей актуальности и значимости и в ХХI столетии. Бо́льшую часть своей жизни и профессиональной деятельности Владимир Александрович посвятил вопросам возведения намывных сооружений. Его научные исследования, продолжавшиеся более 40 лет во ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, а также докторская диссертация послужили началом становления гидромеханизации как самостоятельного направления в строительстве, гидравлический способ производства работ прочно вошел в практику, особенно промышленной гидротехники. Многие изданные труды Владимира Александровича — к примеру, такие как «Песчаные и гравелистые грунты намывных плотин» (1960), «Гидрозолоудаление и золоотвалы» (в соавторстве с Е. З. Нагли, 1968), «Намывные гидротехнические сооружения» (в соавторстве с Н. П. Колпашниковым, Б. А. Волниным, 1973) — стали настольными книгами инженеров самых разных отраслей. Именно В. А. Мелентьев впервые обосновал необходимость комплексного рассмотрения намывного сооружения, определил его характеристики и свойства как сооружения особого типа. Разработки ученого в таком направлении, как удаление золошлаковых материалов гидравлическим способом, стали новым этапом в развитии теплоэнергетики, добывающих и перерабатывающих предприятий.

Возможно, самой судьбой было предопределено Владимиру Александровичу войти в плеяду российских ученых, но это не было его самоцелью, он был лишен нездоровых амбиций. Служить Отечеству было не пафосным словом для В. А. Мелентьева — на этом принципе он вырос и был воспитан, несмотря на все перипетии, коснувшиеся его древнего рода, сформировавшего несколько поколений знаменитых ученых. Его прапрадед И. Ф. Штукенберг вошел в историю как автор 20-томной «Гидрографии Российской империи», которая содержит описание всех рек, озер и каналов России и которая не утратила своей значимости сегодня. Иван Федорович сражался при Бородино, участвовал в заграничном походе русской армии, дойдя с ней до Парижа. Ученик Гегеля, получивший высшее образование в Геттингенском, Йенском и Эрлангенском университетах, он состоял членом Штаба Российско-германского легиона, сражавшегося с Наполеоном на русской стороне, служил в артиллерии, а затем в инженерных частях, в задачу которых входило проведение специальных наступательных и оборонительных гидротехнических мероприятий. В неудачных для русской армии Люценском и Бауценском сражениях он отличился уничтожением наплавного моста противника в Дрездене, а затем быстрым наведением переправы через Эльбу. По окончании войны И. Ф. Штукенберг был направлен в ведомство принца Георга Ольденбургского, занимавшегося обустройством гидротехнических сооружений Вышневоло́цкой во́дной систе́мы — старейшей искусственной водной артерии России, связывающей бассейн реки Волги с Балтийским морем, идея создания которой принадлежала Петру Великому.

Прадед Н. С. Воронин, действительный член Императорской академии наук, известен во всем мире как основатель микологии и фитопатологии. Отец В. А. Мелентьева — Александр Николаевич — окончил Морской кадетский корпус, а позднее Артиллерийскую Михайловскую академию и занимался вопросами развития и модернизации российского флота. Под его управлением шло строительство знаменитого линкора «Гангут», переименованного в 1925 г. в «Октябрьскую революцию», артиллерия которого во время блокады защищала Ленинград от фашистских бомбардировок. Капитан II ранга А. Н. Мелентьев, кавалер ордена св. Станислава 3-й степени, отмеченный «светло-бронзовой» медалью «В память 300-летия царствования Дома Романовых», принял Октябрьскую революцию и вошел в правительство, заняв в нем пост заместителя комиссара по морским делам. К сожалению, именно высокая должность отца стала основной причиной коснувшихся семьи репрессий. Печально известное клеймо «дети врагов народа» получили все дети А. Н. Мелентьева — Лев, Владимир, Ирина. Припомнили семье не только дворянское происхождение, но и «кадетское прошлое»: членом партии кадетов была В. М. Воронина-Шатько — бабушка В. А. Мелентьева.

Однако обрушившиеся на семью несчастья не сломили Мелентьевых. Дети не только не утратили веры в справедливость, но и оказались выше политической ситуации, все свои силы и помыслы посвятив профессии, науке и родине. Как и старший брат Лев, Владимир поступил в Ленинградский политехнический институт, при этом сразу на два факультета. Он выбрал гидротехнический, буквально «заболев» гидротехникой в экспедициях на Лене и Печоре, куда был принят топографом после окончания гимназии, — «дети врагов народа» могли поступать в вузы лишь после «проверки трудом», «рабочей перековки», которая послужила только на благо братьям и сестре Мелентьевым. Бывший электрик ТЭЦ, Л. А. Мелентьев станет известнейшим ученым в области энергетики, академиком, директором Сибирского энергетического института, получит самые высокие государственные награды и звание Героя Социалистического труда. Младшая сестра Ирина за свои работы будет удостоена звания Заслуженного архитектора РСФСР. В. А. Мелентьев за научные разработки будет награжден Орденом Трудового Красного знамени, получит звание Почетного энергетика СССР, но первой его наградой станет боевая медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Войну В. А. Мелентьев встретил в Бобруйске, где занимался обустройством взлетно-посадочной полосы военного аэродрома, будучи инженером Управления аэродромного строительства, куда был распределен после окончания института. Лишь счастливое стечение обстоятельств помогло ему избежать гибели и добраться до Москвы. В 1942 г. молодого инженера направляют в Западную Сибирь, куда с Аляски в условиях строжайшей секретности перебрасывалась американская авиация, подготовленная для участия в войне против Германии. Два года в сложнейших климатических условиях В. А. Мелентьев обеспечивал безопасность перелетов американской техники, и только в 1944-м, после полного освобождения Ленинграда от блокады, вернулся в родной город, где восстанавливал Гатчинский аэродром, а победу уже встречал в Тарту, куда был направлен как опытный специалист по строительству военных и гражданских аэродромов.

Именно опыт, желание развивать технологии строительства и уже вызревшие научные идеи привели В. А. Мелентьева во ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, где ему посчастливилось реализовать большинство своих разработок и сделать гидромеханизированный способ строительства одним из самых эффективных и совершенных. Масштаб проектов ведущего института гидротехники позволил Владимиру Александровичу участвовать в строительстве очень многих больших и малых ГЭС по всему Советскому Союзу, последними проектами, в которые вложен созидательный труд ученого, стали Зейская и Бурейская ГЭС. И все же его пристальное внимание было приковано к промышленным, добывающим и перерабатывающим предприятиям, которые нередко создавали угрозу экологической катастрофы на значительных территориях страны. Помыслы В.А. Мелентьева как ученого и гражданина были направлены на поиск технологий, которые бы позволяли снижать и, в идеале, предотвращать риски для природы и человека, которые были предопределены на промышленных объектах. Вклад В. А. Мелентьева в развитие, как бы сегодня сказали, — экологических технологий в промышленной гидротехнике трудно переоценить. Обустройство золоотвалов гидромеханизированным способом во многом способствовало улучшению экологической обстановки и развитию добывающих отраслей, где многие годы нерешенной оставалась проблема утилизации отходов производства.

Разработки В. А. Мелентьева полвека активно применялись и продолжают использоваться во всех направлениях строительства. Идеи ученого продолжают развиваться в лаборатории намывных сооружений ВНИИГа, которую сегодня возглавляет ученик В. А. Мелентьева, ныне доктор технических наук, известный специалист В. Г. Пантелеев. Дело своего знаменитого деда продолжил внук Александр Владимирович, участвующий в строительстве Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений и занимающийся сегодня вопросами туннелестроения в петербургском метрополитене. Профессиональная и человеческая судьба Владимира Александровича и династии Мелентьевых в который раз подтверждает древнюю русскую истину, которую поэтически сформулировал К. Г. Паустовский: «Отечество помнит тех, кто прожил жизнь под путеводной звездой по имени Родина».


А. А. Цернант, главный инженер ЦНИИС, д. т. н., заслуженный строитель России, лауреат Государственной премии СССР

С научными трудами В. А. Мелентьева впервые я познакомился в 1962 г. Благодаря опубликованной в его книге «Песчаные и гравелистые грунты намывных плотин» методике расчета гидравлической классификации песчаных грунтов на картах намыва тогда удалось решить задачу получения кондиционных локомотивных песков для Западно-Сибирской железной дороги при разработке плавучим земснарядом Усть-Тальменского карьера в Алтайском крае. Заложенные в этой методике идеи о функциональной связи гранулометрического состава и физико-механических свойств дисперсных грунтов позволили впоследствии выявить критерии оптимального состава песчано-щебеночных смесей и применить их не только при проектировании плотин, но и при устройстве защитных слоев в земляном полотне железных и автомобильных дорог.

Следующее мое знакомство с работами В. А. Мелентьева состоялось при решении проблемы ликвидации сезонности земляных работ способом гидромеханизации в Сибири. Тогда среди скудной информации о зимней гидромеханизации единственной практически полезной книгой оказалась «Инструкция по расчету гидротранспорта в зимнее время», разработанная В. А. Мелентьевым и другими учеными ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева.

Личная встреча с В. А. Мелентьевым у меня состоялась только в 1966 г., когда я приехал из Новосибирска в Ленинград в поисках научного руководителя по теме ликвидации сезонности земляных работ способом гидромеханизации в Сибири. В моей благодарной памяти образ Владимира Александровича сохранился как образец ученого, обладающего пытливым умом, оригинальным системным мышлением, удивительным обаянием внимательного и доброжелательного старшего товарища и наставника, при этом очень скромного человека.

В январе 1968 г. я открыл для себя Владимира Александровича как человека с государственным типом мышления и способного принимать ответственные решения по спасению людей при авариях. Это случилось в день, когда была назначена защита моей диссертации в Новосибирске, где В. А. Мелентьев должен был выступать первым оппонентом. Утром от него пришла срочная телеграмма о том, что он вылетел на ликвидацию аварии с прорывом намывной дамбы хвостохранилища в Агараке на границе Армении и Турции. Там он возглавил комиссию по ликвидации последствий аварии. Защиту перенесли на более поздний срок, что позволило мне глубже вникнуть в теоретические проблемы и сформировать концепцию будущей докторской диссертации.

В 1972 г. В. А. Мелентьев пригласил меня принять участие в написании раздела о зимнем намыве в его монографии «Намывные гидротехнические сооружения» (1973). Затем долгие годы нас связывало с Владимиром Александровичем единство взглядов на науку, на человеческие отношения, на творчество инженера-исследователя. При его научных консультациях по управлению гидравлическим режимом гидросмеси на картах в начале 1970-х гг. нам удалось обосновать возможность и отработать технологию намыва подтопляемых насыпей со свободными волноустойчивыми пляжными откосами. Это позволило вдвое увеличить производительность земснарядов при намыве земляного полотна железнодорожных линий Сургут — Уренгой, Сургут — Нижневартовск и промысловых автомобильных дорог к нефтяным и газовым месторождениям в Среднем Приобъе.

Для оценки значения научных трудов В. А. Мелентьева более всего подходит изречение Л. Больцмана: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Прошли годы. Я до сих пор горжусь своим наставником и с благодарностью помню и в этическом аспекте следую вектору развития, направление которому дал настоящий ученый В. А. Мелентьев.

(812) 570-78-03, 570-78-02