Главная  Обсуждаем проблему  Проблемы навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания на подходах и акваториях портов РФ в современных условиях

Проблемы навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания на подходах и акваториях портов РФ в современных условиях

Мельников А. Ю. директор ООО «Фертоинг»
Тарасенко П. Ф. ведущий научный сотрудник отдела гидрографических работ ООО «Фертоинг»


Пользуясь уникальной возможностью, хотелось бы со страниц данного издания обратиться к заинтересованным сторонам по одной из актуальных проблем развития морского транспорта, а именно проблеме навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) общего мореплавания на акваториях морских портов Российской Федерации и подходах к ним.
НГО общего мореплавания представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с целью создания условий безопасного в навигационном отношении плавания морских и речных судов. Указанные мероприятия должны включать в себя следующие направления:

  •     изучение океанов, морей и внутренних водных путей (ВВП) с целью создания карт, руководств и пособий для плавания;
  •     оснащение океанов, морей и ВВП средствами навигационного оборудования (СНО) и обеспечение их действия в соответствии с установленными режимами работы;
  •     лоцманские проводки судов;
  •     издание и снабжение судов картами, руководствами и пособиями для плавания и поддержание их на современном уровне;
  •     информирование судов об изменениях навигационной обстановки и режима плавания в океанах, морях и на ВВП.

Разумеется, качественное выполнение данных мероприятий является залогом надежного обеспечения безопасности мореплавания на акваториях морских портов РФ и подходах к ним. При этом требования, предъявляемые к обеспечению безопасности, особенно высоки. Более того, на фоне экспортной ориентированности морского транспорта РФ возрастает значимость НГО в условиях устойчивого роста грузооборота морских портов России и увеличения интенсивности морских операций на акваториях и подходах к ним. Наряду с этим, необходимо учесть тот факт, что рост грузооборота портов России значительно опережает модернизацию портовой инфраструктуры, в том числе маневровых акваторий и подходных каналов, эксплуатационные габариты которых в большинстве случаев не отвечают требованиям действующих норм проектирования, т. е. меньше проектных значений.
Однако безусловный рост объемов торгового мореплавания РФ происходит на фоне глубокого спада в развитии национальной гидрографической отрасли. Спад, начавшийся с начала 90-х гг. XX в. и продолжающийся по настоящее время, обусловлен резким ослаблением, по объективным причинам, внимания к Гидрографической службе ВМФ со стороны государства и выражается в бесконечном ее реформировании, сопровождающемся значительным снижением финансирования, урезанием структуры и сокращением численности. Несомненно, что такая ситуация требует серьезных изменений в пользу развития НГО в широком понимании этого термина, традиционно подразумевающего не только социально-экономический, но и оборонный аспекты морской деятельности РФ как морской державы с тысячами километров морских границ.
Казалось бы, коренное изменение общественно-экономических отношений в РФ за последние десятилетия должно было привести и к росту положительных тенденций в области регулирования деятельности по развитию НГО общего мореплавания, как минимум торгового. Однако на данный момент фактически ничего так и не изменилось. При этом сложилась ситуация, при которой нельзя продолжать жить по-старому, тем не менее формы новых отношений не разработаны, а существующие формы не согласованы между ведомствами и даже не рекомендованы. Но в связи с безусловной необходимостью и востребованностью услуг в области НГО общего мореплавания отношения в этой сфере деятельности формируются стихийно снизу, нередко приобретая характер острых противоречий и взаимных претензий. Сформировалась целая сеть предприятий и коммерческих организаций, оказывающих услуги в области НГО общего мореплавания. Среди этих услуг наибольшее развитие получили производство гидрографических исследований и работ, строительство и эксплуатация средств навигационного оборудования (СНО), производство и поставка морских навигационных карт и пособий для плавания, производство и поставка СНО.
Данный процесс, безусловно, влияющий на качество обеспечения безопасности мореплавания, происходит на наших глазах уже более 15 лет. При этом следует отметить, что ни одна из участвующих сторон на уровне заинтересованных органов государственного управления не предприняла существенных шагов хотя бы в целях формирования и согласования перечня (плана) необходимых мер для придания этим процессам регулируемого характера, который крайне важен, прежде всего в общегосударственных интересах. Намерения сторон не выработаны, усилия по наведению порядка в должной степени не консолидированы. Не определены место и роль в системе НГО общего мореплавания в современных условиях Управления навигации и океанографии Минобороны России (УНиО Минобороны России), Росреестра, Федерального агентства морского и речного транспорта, что привело к следующим негативным последствиям:

  •  неудовлетворительному состоянию навигационно-гидрографической изученности районов плавания судов, в том числе перспективных;
  •   критическому сокращению объемов гидрографических, геофизических и гидрометеорологических исследований морских и океанских зон;
  •  значительному отставанию от современных потребностей конечных пользователей, как по оперативности, так и по качеству, выпуска (издания) новых и корректуры действующих морских навигационных карт, руководств, пособий для плавания;
  •  утрате и моральному устареванию материальных баз ведомственных гидрографических служб, отвечающих за НГО мореплавания;
  •   формальному существованию единого государственного картографо-геодезического фонда по выполненным гидрографическим работам;
  •   неудовлетворительной работе системы сбора информации о навигационной обстановке и отсутствию у этой системы необходимой степени оперативности;
  •  отсутствию единой, приведенной на уровень мировых стандартов нормативно-технической документации, позволяющей регулировать отношения и осуществлять должный контроль качества и полноты гидрографических работ, выполняемых сторонними, в том числе коммерческими, организациями.

На заседании Морской коллегии при Правительстве РФ 20 января 2006 г. состояние системы НГО морской деятельности Российской Федерации оценено как неудовлетворительное.
Рассмотрев сложившуюся ситуацию в области НГО безопасности общего мореплавания на территории РФ, хотелось бы поднять вопрос о насущной необходимости объединения усилий всех заинтересованных в этом сторон. Учитывая положительный мировой опыт, а также основные тенденции развития российского законодательства, в том числе в области технического регулирования, крайне необходимо усилить влияние на сохранение и развитие основных направлений НГО общего мореплавания со стороны общественных и коммерческих организаций путем объединения в профильные ассоциации.
Данная мера позволит объединить усилия и улучшить координацию с государственными научно-образовательными и инфраструктурными предприятиями, заинтересованными в качественном улучшении и гарантированной устойчивости НГО общего мореплавания. Все это будет в значительной степени способствовать повышению уровня оказываемых услуг заинтересованным потребителям (государственным инфраструктурным компаниям, стивидорным компаниям, судовладельцам и собственникам портовой инфраструктуры), сможет стать основой самостоятельного регулирования данной отрасли. Также данная мера обеспечит должное взаимодействие и обмен опытом с предприятиями (УНиО, ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Гидрографическое предприятие» и пр.), ассоциациями (Ассоциация морских торговых портов, Ассоциация «Морпортэкспертиза» и пр.) и техническими комитетами (Технический комитет № 318), в том числе в области обеспечения актуализации существующих нормативно-технических документов.

Просмотр картинки Встреча гидрографического общества


В ходе встречи с представителями РОО «Гидрографическое общество» под председательством его президента д. т. н. Неронова Н. Н. данная позиция ООО «Фертоинг» была обсуждена и одобрена. Встреча состоялась 25 ноября 2011 г. в рамках ознакомления с опытом компании.
ООО «Фертоинг» как инженерная компания, основным направлением деятельности которой является обеспечение безопасной эксплуатации и строительства объектов морской инфраструктуры, а также навигационно-гидрографическое обеспечение общего мореплавания на акваториях портов и подходах к ним, считает крайне необходимым начать активизацию данной деятельности в кратчайшие сроки.

ООО «ФЕРТОИНГ»
Тел. (812) 240-4490
Факс (812) 240-4491
Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
www.fertoing.ru

 

(812) 570-78-03, 570-78-02