Передача сжиженного природного газа (СПГ) в открытом море
В недавнем интервью Хенрик Монтал из «Треллеборг Харбор Марин» рассказал журналу «Гидротехника» о новейшем способе передачи СПГ.
Нам стало известно, что «Треллеборг Харбор Марин» открыл специализированное оффшорное подразделение. Почему сейчас?
Уже более 30 лет «Треллеборг Харбор Марин» производит системы для швартовки судов к стационарным береговым причалам и оффшорным объектам. Новые плавучие терминалы передачи СПГ требуют уникальных способов швартовки и систем управления и мониторинга. Системы швартовки, разработанные для стационарных причалов, не всегда могут быть использованы на плавучих терминалах. Наша философия – это максимальное использование опробованных и испытанных швартовых систем для стационарных береговых терминалов, которые мы модернизируем для применения в оффшорных зонах.
Чем оффшорные швартовые системы отличаются от стационарных береговых?
Без сомнения, приоритетом номер 1 в любой швартовой системе является безопасность. Динамическая природа оффшорных систем отличается от стационарных береговых установок. Швартовка ship-to-ship в открытом море является серьезным испытанием, вследствие воздействия окружающей и океанографической среды на оба судна.
Надежность швартовых систем играет очень важную роль на оффшорных терминалах. В основном, безопасность будет обеспечиваться за счет системы стыковки при причаливании судна, системы надувки кранцев, швартовой системы и системы предупреждения натяжения тросов. В случае если данные системы не могут предоставить 100% надежность в эксплуатации, то процедура передачи СПГ с корабля на корабль может оказаться под угрозой и не состояться.
«Треллеборг Харбор Марин» занимается только устройствами для передачи СПГ с корабля на корабль?
Нет. Мы осознаем, что перевалка грузов ship-to-ship будет происходить по крайней мере еще несколько лет, для чего будут использованы жесткие погрузочные рукава или недлинные криогенные шланги, соединяющие корабли. Те операторы, с которыми мы обсуждали концепцию тандемной погрузки, считают, что существующие криогенные шланги не соответствуют данной концепции. Кстати, мы уже разработали и произвели комплексную швартовую систему для плавучей установки для добычи, хранения и отгрузки нефти, и мы продолжаем работать над новыми решениями для передачи СПГ, которые требуют особого подхода.
В некоторых недавно появившихся проектах по модернизации плавучих нефтехранилищ применяется полупостоянная швартовка судна у достаточно простого причала. Есть ли у «Треллеборг Харбор Марин» комплексное решение данной проблемы?
Да, это небольшое дополнение к нашей десятилетней работе в сфере разработки систем передачи СПГ на стационарных береговых причалах. Однако, определенные составляющие разработанных систем, по мнению наших экспертов, должны быть внимательно пересмотрены. Среди них - интегрированные системы контроля Причал-Плавучее Нефтехранилище и Плавучее Нефтехранилище-Плавучий Терминал для перевозки СПГ; объединение сигналов систем швартовки, стыковки и дрейфа с контрольной системой, которая, в свою очередь, связана с контрольной системой судна, а также согласование работы между системами, которые используются на стационарном причале и на плавучем нефтехранилище c корабля на корабль. Самое оптимальное решение – это использование оборудования одного производителя для установки и на причале и на плавучем терминале, что позволит обеспечить 100% совместимость, бесперебойную работу и абсолютную безопасность при грузовых операциях. Также, такой подход позволит поддерживать высокий уровень квалификации операторов, своевременно проводить их обучение и обеспечивать должный сервис систем.
Над какими новыми проектами «Треллеборг Харбор Марин» работает в настоящее время?
Мы разрабатываем комплексную швартовую систему для плавучей системы нефтедобычи, хранения и выгрузки. И в настоящее время «Треллеборг Харбор Марин» занимается разработкой нового модуля. Новый модуль, состоящий из вертикального барабана, тросового трюма и разматывающейся катушкой, в комбинации с установкой гаков быстрой отдачи является новейшей концепцией, которая вызывает большой интерес. Мы уже начали производство этих модулей для плавучих систем нефтедобычи, хранения и выгрузки, базирующихся у берегов Бразилии.
Совместно с подразделением «Треллеборг Индастриал Хоуз Дивижн» мы комплектуем системы перевалки комплектными разгрузочными шлангами, шланговыми катушками и другими элементами системы перевалки. Таким образом, мы предлагаем комплексное решение для грузовых операций, включающее системы швартовки, контроля и мониторинга.
В дополнение к указанным системам мы можем поставлять систему контроля нагрузок швартовых тросов, систему мониторинга и прогноза метеорологических и океанографических условий, а также систему позиционирования. С помощью наших систем можно дистанционно осуществлять быструю отдачу швартовых гаков, панель управления, в данном случае, может устанавливаться на посту управления грузовыми операциями.
Каким образом вы изменили систему быстрой отдачи швартовых гаков на оффшорных установках?
Мы производим быстро отдающиеся гаки уже в течение 30 лет, и за последние 10 лет наши инженеры приложили большие усилия к модернизации конструкции. Основным улучшением стала защита от случайной или произвольной отдачи гака. Тесное сотрудничество с рядом наших основных клиентов было настолько эффективным, что позволило создать абсолютно надежную систему дистанционного управления гаками. Система швартовки ship-to-ship отличается компактными размерами, которые позволяют экономить место на палубе, это обусловлено тем, что привод шпиля с редуктором заключен в корпус установки с гаками, обеспечивая максимальную механическую защиту и абсолютную коррозийную устойчивость. Использование высококачественных материалов для производства оборудования значительно продлевает срок службы и позволяет резко сократить последующие эксплуатационные расходы, которые ложатся на оператора.
Каков подход «Треллеборг Харбор Марин» к системе GPS навигации при постановке судна к причалу?
В отношении систем GPS навигации мы сделали огромный шаг вперед, предлагая новую технологию для оффшорных объектов. Мы провели исследование, которое подтвердило, что, принимая во внимание динамику швартовки судна к судну, обычная лазерная или радарная система слежения за судном не всегда предоставляет подробную информацию о соответствующем поведении судна. В настоящее время мы используем последние достижения GPS технологий, которые помогают определить не только расположение судна, но и его движение. Эти данные о судне передаются в виде трехмерного изображения на монитор.
В устройствах для швартовки судов ship-to-ship ведущая система устанавливается на борту плавучего нефтехранилища, а приближающееся маневрирующее судно имеет на борту портативную PILOT систему. Система используется для того, чтобы управлять движением обоих судов, выполнять стыковку и контролировать поперечное и продольное положение судов после швартовки. При чрезмерном сносе судна относительно другого включается аварийно-предупредительная сигнализация. Эта система является частью интегрированной общей системы и может быть использована для последовательной швартовки.
Швартовка (тип SHIP-TO-SHIP) разгрузочного судна к плавучему нефтехранилищу Bayu Undan.
Каковы же преимущества интегрированных систем швартовки, постановки на якорь и получения гидрометеорологических данных?
Интеграционная модель, которую мы широко используем для СПГ на стационарных причалах, сейчас является стандартом, но нам понадобилось 10 лет, чтобы доказать это на практике. Если Вы изучите более ранние терминалы СПГ, построенные в 1970-ых годах в Японии, Малайзии и Индонезии, то поймете, что эти системы практически невозможно было обслуживать. Почему? Потому что каждая система поставлялась разным производителем. Один производитель поставлял швартовые гаки, второй – датчики нагрузки для гака, третий – системы причаливания, четвертый – метеодатчики и так далее. Все системы были разобщены, не было возможности объединить их в один информационный поток и анализировать поступающую информацию. Это был кошмар для сервисной службы, не говоря уже об операторе. Интеграция систем решила многие из проблем, потому что один производитель несет ответственность за бесперебойную устойчивую работу всех систем, обеспечивает гарантийное и техническое обслуживание, поставляет запасные части и проводит обучение персонала. С точки зрения оперативности, эти системы превращаются в очень полезный и крайне необходимый инструмент, позволяющий собирать данные из каждой управляемой ей составляющей, централизованно их обрабатывать и записывать. Мы надеемся, что опыт, полученный на береговых причалах, найдет широкое применение на оффшорных объектах.
Каким образом система надува пневматических кранцев связана со швартовкой в открытом море?
Компания «Треллеборг» является ведущим мировым производителем причальных отбойных устройств, пневматических и пенонаполненых кранцев, которые широко используются для швартовки судов ship-to-ship. Специалисты нашего оффшорного подразделения отмечают высокий спрос на пневматические кранцы, удовлетворяющие требованиям плавучих терминалов СПГ.
Сложность стыковки кораблей ship-to-ship ограничивает возможность передачи СПГ в открытом море. Анализируя существующее оборудование, мы сделали вывод, что конструкция многих систем не справляется с динамическими нагрузками в открытом море. По заключению операторов, правильно подобранное и надежное оборудование значительно влияет на скорость грузовых операций. Некачественное оборудование или низкая скорость надува кранцев может привести к срыву операции. Подобная ситуация неприемлема, это может привести к огромным штрафам. Поэтому мы решили пересмотреть конструкцию надува кранца так, чтобы она соответствовала данному применению. Также, мы интегрировали контроль давления кранца в нашу систему швартовки и поэтому сейчас мы предлагаем кранец и систему его надува одним комплексом.
Нельзя оставлять без внимания еще один аспект, влияющий на пневматический кранец – это брызги СПГ, которые возможны при грузовых операциях. Эти брызги могут повредить или прожечь оболочку кранца. В данном случае альтернативой пневматическому кранцу может стать пенозаполненный кранец, который при повреждении не сдувается. Пенозаполненные кранцы очень схожи с пневматическими по количеству поглощаемой энергии и энергии реакции.
Где же будущее плавучих терминалов с точки зрения оффшорного подразделения «Треллеборг Харбор Марин»?
Я думаю, что мы вступаем в новую эру и видим пока только «верхушку айсберга». Опыт, накопленный в тесном сотрудничестве с судовладельцами, операторами, классификационными сообществами, является ключевым при разработке и производстве специализированного оффшорного оборудования. Оффшорное подразделение «Треллеборг Харбор Марин» имеет завидный опыт, и мы готовы приступить к решению трудных задач, которые появятся в будущем.
ООО «КРОНШТАДТ»
(812) 441-29-99
www.kron.spb.ru